Ваше мнение

Какие услуги наиболее актуальны?

Обязательный аудит - 50%
Инициативный аудит - 16.7%
Консультация по налогам - 16.7%
Управленческое консультирование - 0%
Ведение бухгалтерского отчета - 16.7%

 Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26 сентября 2017 г. № 30 «О внесении изменений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29 марта 2010 г. № 38» (далее – постановление № 30) из постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 29 марта 2010 г. № 38 «Об установлении форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций и Инструкции по заполнению форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций» (далее – постановление № 38) исключен подпункт 2.1 пункта 2, которым было предусмотрено, что бланки приходного кассового ордера и приходного кассового ордера (валютный) относятся к бланкам документов с определенной степенью защиты.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 сентября 2017 г. № 703 «О внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 912» (далее – постановление № 703) внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 912 «О вопросах создания и ведения электронного банка данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» в части исключения с 1 октября 2017 г. приходного кассового ордера из раздела «Бланки с определенной степенью защиты» перечня бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, информация о которых подлежит включению в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции.

Постановление № 703 и постановление № 30 вступили в силу с 1 октября 2017 г.

Таким образом, с 1 октября 2017 г. вышеуказанные приходные кассовые ордера не являются бланками документов с определенной степенью защиты и применяются в таком же порядке, как и расходные кассовые ордера.

В соответствии с разъяснением Министерства финансов Республики Беларусь от 2 октября 2017 г. № 15-1-17/361 «Об использовании бланков приходных кассовых ордеров» и с учетом постановления № 703 и постановления № 30 по решению руководителя организации или индивидуального предпринимателя по состоянию на 1 октября 2017 г. проводится инвентаризация бланков приходного кассового ордера и приходного кассового ордера (валютный), изготовленных до 1 октября 2017 г. (далее – бланки), в соответствии с Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 180 «Об утверждении Инструкции по инвентаризации активов и обязательств и признании утратившим силу нормативного правового акта Министерства финансов Республики Беларусь».

В приходно-расходной книге по учету бланков документов с определенной степенью защиты и карточках-справках по выданным и использованным бланкам документов с определенной степенью защиты производится запись об исключении бланков (с указанием серий и номеров) из числа бланков документов с определенной степенью защиты.

Стоимость бланков, числящихся в организациях на 1 октября 2017 г. на забалансовом счете 006 «Бланки документов с определенной степенью защиты», отражается по кредиту этого счета на основании бухгалтерской справки-расчета, составленной в соответствии с положениями статьи 10 Закона № 57-З.

С 1 октября 2017 г. организации и индивидуальные предприниматели могут применять бланки приходного кассового ордера и приходного кассового ордера (валютный) до их полного использования.

В соответствии с пунктом 3 Инструкции по заполнению форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций, утвержденной постановлением № 38 (в редакции, действующей с 1 октября 2017 г.), в качестве десятичного разделителя может применяться как запятая, так и точка.

Отражать либо не отражать в учетной политике?

Нередко организации задаются вопросом, обязательно ли прописывать в учетной политике нормативные правовые акты Республики Беларусь, на основании которых организация будет вести бухгалтерский учет? Обязательно ли дублировать нормы законодательства Республики Беларусь, которыми будет руководствоваться организация?

Закон № 57-З не содержит запрета на включение в учетную политику иных составляющих, не перечисленных в пункте 4 статьи 9 этого Закона.

Прописывать в учетной политике нормативные правовые акты Республики Беларусь, на основании которых организация будет вести бухгалтерский учет, можно, но не обязательно. Целесообразность этого определяет сама организация.

Исходя из норм Закона № 57-З и Национального стандарта № 80, в учетной политике следует определять способы организации и ведения бухгалтерского учета, по которым законодательство Республики Беларусь содержит более одного возможного варианта, а также в случае, если такие способы законодательством Республики Беларусь не определены.

Прописывать в учетной политике способы ведения и организации бухгалтерского учета, однозначно определенные нормативными правовыми актами Республики Беларусь, не обязательно, поскольку организации обязаны руководствоваться действующим законодательством Республики Беларусь при ведении бухгалтерского учета. Целесообразность этого определяет сама организация.

Как показывает практика аудиторских проверок, многие организации прописывают в учетной политике положения, противоречащие законодательству Республики Беларусь.

Учетная политика организации — это основной закон, по которому она и будет строить свою финансовую политику в течение года. Ежегодно уделяется достаточное внимание составлению учетной политики для коммерческих организаций. 2015 год — не исключение.

Напомним, с 01.01.2014 вступил в силу новый Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57­З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон).

С 21.02.2014 вступил в силу Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.12.2013 № 80 (далее — Национальный стандарт № 80).

Кроме того, с 01.01.2015 вступил в силу Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Консолидированная бухгалтерская отчетность», утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2014 № 46 (далее — Национальный стандарт № 46).

Также с 01.01.2015 вступил в силу Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Влияние изменений курсов иностранных валют», утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.10.2014 № 69 (далее — Национальный стандарт № 69), и утратил силу Декрет Президента Республики Беларусь от 30.06.2000 № 15 «О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц» (далее — Декрет № 15).

Итак, имеется ряд особенностей формирования учетной политики на 2015 год коммерческими организациями, ведущими бухгалтерский учет в соответствии с Законом, типовым планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (далее — Инструкция № 50), с учетом произошедших изменений законодательства.

Организациям следует учитывать, что в течение 2015 года могут приниматься иные нормативные правовые акты, в связи со вступлением в силу которых необходимо будет вносить изменения в учетную политику.

Учетная политика организации на 2014 год

В целях сближения законодательства Республики Беларусь в области бухгалтерского учета и отчетности с международными стандартами финансовой отчетности в последнее время было принято значительное количество новых нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, влияющих на формирование учетной политики организаций.

Так, с 1 января 2014 г. вступил в силу новый Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности».

Кроме этого, появились новые способы учета, которые необходимо предусматривать в положении об учетной политике на 2014 год. При этом отдельные способы учета, которые необходимо было предусматривать, с 2014 года предусматривать не нужно, например, порядок признания внереализационных доходов и расходов для целей налогообложения прибыли.

Ассоциация аудиторских организаций, ООО «Эксперт-Эко», журнал «Налоги Беларуси» подвели итоги рейтинга «Аудиторы Республики Беларусь-2011». Информация опубликована в №20 журнала «Налоги Беларуси».

Предлагаем статью с анализом результатов и рейтинговой таблицей СКАЧАТЬ

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь О порядке заполнения акта о приеме-передаче основных средств и акта о приеме-передаче нематериальных активов.

Постановление Министерства Финансов Республики Беларусь об установлении форм акта о приеме-передаче основных средств, акта о приеме-передаче нематериальных активов и утверждении инструкции о порядке заполнения акта о приеме-передаче основных средств и акта о приеме-передаче нематериальных активов.

Министерство финансов Республики Беларусь в части порядка отражения в бухгалтерском учете налога на прибыль в связи с изменением механизма исчисления и уплаты его с 1 января 2011 г. на основании подпункта 4.32 пункта 4 Положения о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 № 1585 «Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь» в целях обеспечения методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью в Республике Беларусь разъясняет.

В статье приведеные данные об экономической, административной и уголовной ответственности за нарушение и несоблюдение налогового законодательства.

В статье приведен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственные органы и государственные организации.